Мини-кольцо на перекрестке Харьковской и Институтской.

Пришло время для первого в Брянске мини-кольца

Пересечение Институтской и Харьковской — кровавое место. На нем регулярно серьезно сталкиваются автомобили и подвергают опасности жизнь сотни пешеходов.

На этом небольшом перекрестке водители разгоняются до скорости 40-50 км/ч. На такой скорости автомобилисты не успевают среагировать на другое авто или пешехода, что привело к 8-ми ДТП только за последние 2 года.
Пример типичного ДТП.
Визуализация того, что предлагают сделать урбанисты. Рассматриваем перекресток возле БГТУ.
Чтобы решить эту проблему, урбанисты предлагают сделать здесь мини-кольцевое пересечение. Почти как кольцо на "Самолете" или "Объездной", но не совсем. Это маленький перекресток с высокой потребностью в снижении скорости, поэтому здесь подойдет именно мини-кольцо.

В этой статье мы разобрали:
  1. Проблемные точки. Почему столько аварий происходит на небольшом перекрестке.
  2. Как сделать мини-кольцо и обезопасить место. Две концепции, точные схемы, анализ пешеходных и автомобильных потоков, знаки, разметка и многое другое.
Эта статья о том, почему столько аварий происходит на небольшом перекрестке и как исправить эту ситуацию, не нарушая нормативы и не оскробляя чувства автомобилистов.

Проблемы перекрестка Институтская-Харьковская

За последние 2 года здесь по меньшей мере 8 раз разбивались машины. Серьезные повреждения авто сопровождаются травмами водителей и пассажиров.
Этот перекресток даже по информации ГИБДД заметно выделяется на фоне других перекрестков старой Бежицы по концентрации аварий.
Вот список ДТП с их описанием в хронологическом порядке:
2019
26 сентября
Причина с точки зрения ГИБДД: несоблюдение очередности проезда.

Причина с точки зрения урбанистов: согласны с ГИБДД, но здесь нужно пояснить. На Институтской и Харьковской авто часто едут со скоростью 40-50 км/ч. Из-за плохого обзора на перекрестке водители не видят другую машину, а высокая скорость не позволяет вовремя среагировать.

Знак "уступи дорогу" и кислотные знаки перехода многие игнорируют, привыкнув полагаться на авось.
Настоящие причины ДТП с авто:
1. Высокая скорость при плохом обзоре.
2. Игнорирование знака.
30 октября
2020
15 января
2 мая
7 октября
20 ноября
19 декабря
Это второе ДТП, которое появляется в статистике ГИБДД. Причиной, как и в прошлый раз, явлется "несоблюдение очередности проезда".
Вторую машину откинуло на 20-25 метров от перекрестка.
27 декабря
ДТП за рамками последних двух лет
1 августа 2012
Источник: Ютуб
12 февраля 2017
Заметим, что это только те ДТП, которые попали в СМИ, а не фактическое их количество.
Опасные ситуации
Из-за припаркованных машин по Институтской плохо видно студентов, которые идут от общежития к 3-му корпусу. В дневной час пик 13:05 — 13:20 пешеходов здесь очень много (если быть точнее, то 279 — подробнее в главе про потоки авто и людей).
Опасности для пешеходов:
1. Высокая скорость авто (такая же опасность, как и для ДТП с водителями).
2. Плохой обзор из-за парковки на Институтской.
Пример опасного случая — обгон на переходе:
К слову именно в этом случае помогли бы делиниаторы, как на Куйбышева. Но это все равно лишь частично решило бы две основные проблемы.
Конфликтные точки
Конфликтные точки — это места, где потенциально или фактически сталкиваются автомобили.

На нашем перекрестке этих точек 32.

Существует система оценки опасности перекрестка по конфликтным точкам. По степени тяжести они бывают трех видов. Зеленые (отклонения) дают 1 балл, желтые (слияния) дают 3 балла, красные (пересечения) дают 5 баллов.

Считается это всё по формуле:
m= n(отклонения) + 3n(cлияния) + 5n(пересечения)

Итого, коэффициент (m) нашего перекрестка без кольца = 112. Как нам удалось с помощью мини-кольца уменьшить количество конфликтных точек до 8, а (m) — до 16 мы описываем тут.

В данном случае мы опустили конфликтные точки на пешеходных переходах, но с их учетом выходит такая картина: без кольца — 40 конфликтных точек, m = 152; с кольцом — 16 конфликтных точек, m = 56.
Если вы ещё не поняли, зачем делать мини-кольцо
Из-за кучи ДТП и конфликтных ситуаций на перекрестке Институтской-Харьковской необходимо успокаивать трафик! Типичные методы ГИБДД, такие как кислотные рамки и полосатые зебры не исправляют ситуацию.

Что делать? Как вы уже догадались — мини-кольцо. Об этом в следующей главе.

Делаем мини-кольцо

Лучший вариант

Best of the best. Точный чертеж по самому первому фото, только немного перевернутый по сторонам света.
+ Физические островки безопасности.
+ Кольцо.
+ 4 пешеходных перехода.

Рассмотрим проект детальнее:

1. Диаметр самого кольца 5 метров.
Сделать его можно из дорожных тумб. Это самый бюджетный вариант, потому что не придется трогать полотно дороги.
Дорожные барьеры с элементами частей лежачего полицейского.
С тумбами на равне есть очень бюджетный, тактический, но не менее эффективный вариант из частей лежачего полицейского.
Кольцо из частей лежачего полицейского и разметки.
Не менее бюджетный вариант — сделать обычные столбики.
Мини-кольцо из столбиков. Южно-Сахалинск.
Продвинутные материалы мини-кольца — плитка и бордюры. Здесь придется вызывать строителей, но вся конструкция будет эстетичней и надежней.
Кольцо из столбиков и щебня.
Выпуклость из плитки в форме линзы — неплохой вариант, если нужно, чтобы крупногабаритный транспорт (анализ автомобильных потоков) проезжал прямо по нему, а не огибал кольцо.
Мини-кольцо в виде линзы (выпуклости).
Такие мини-кольца можно озеленять:
В Перми с десяток подобных колец. Их делают уже с 2014 года. Вот одно из них:
2. Островки безопасности сужают проезжую часть.
Каждая полоса на въезде-выезде чуть более 3-х метров. Это позволяет разъезжаться со скоростью до 30-40 км/ч. К слову, расчетная скорость на мини-кольцах — 25 км/ч.
Островки вместе с кольцом решают первую и важнейшую проблему из прошлой главы — высокая скорость. Водитель сам сбросит скорость без патрульных в кустах, камер видеофиксации и светофоров, чтобы просто вписаться в кольцо. Это гораздо надежней.
Благодаря низкой скорости водители успеют среагировать на авто едущее, по другой улице. Вероятность боковых ДТП, которых сейчас большинство, будет сведена к минимуму.

Сделать островки можно из тех же материалов, что и кольцо. Пример мобильных островков.

3. Меньше конфликтных точек.
Теперь конфликтных точек 8 вместо 32 как было до кольца, а коэффицент (m) снижается до 16. Отлично!

Если проще, то при вождении остается следить только за приоритетом слева, а не с двух сторон, как сейчас. Общая безопасность для водителей возрастает многократно.

4. Дорисован необходимый пешеходный переход на Институтской.

Оптимальный вариант

Вариант попроще.
Если мы хотим упростить проект, то островки безопасности можно сделать разметкой, а не строительными блоками и сократить их количество до 2-х. То есть оставить их только на Институтской, там, где самый большой пешеходный поток.
Пример островка с помощью разметки на набережной.
Материал для кольца выбираем из дорожных барьеров, столбиков или частей лежачего полициейского.

Помимо этого, не забываем о знаках и разметке. В этом случае они будут такими:
Знаки.
Разметка.
Как мини-кольцо будет работать
Крупногабаритный транспорт:
Легковое авто:
Важные комментарий ближе к концу видео.
У перекрестка из видео такая же проблема с обзором (слева — стена), как на перекрестке Институтской-Харьковской. Эту проблему разумно решают мини-кольцом, чтобы водитель обязательно сбросил скорость.
То же место, что и в прошлом видео.
Внедорожник:
Какой вариант мини-кольца выбрать
Мы знаем, что ремонт Харьковской закончили только в этом году и "модифицировать" свежеуложенное дорожное полотно нет особого желания. Поэтому мы подготовили оптимальный вариант, который подразумевает "накладные" изменения перекрестка. То есть достаточно поставить дорожные тумбы или столбики, изменить разметку, повесить знаки и — готово. Это небольшие тактические изменения, но перекресток будет в безопасности, а жители домов на Харьковской скажут "спасибо", они однажды жаловались нам на этот бедовый перекресток.

Мини-кольцо в любом случае здесь лучше светофора! Объясняем, почему тут не нужен светофор.

Оба представленных варианта мини-колец (лучший и оптимальный) хороши, потому что решают главную проблему перекрёстка — высокая скорость при плохом обзоре.

Поэтому здесь всё зависит от желания нашего города. Хотим ли мы применять современные методы дорожной безопасности или хотим оставить всё как есть. Хотим ли мы следовать общероссийскому тренду на успокоение трафика или остаться в архаике с кислотными рамками и надеждой на личную ответственность водителя и пешехода.

Для того, чтобы "обкатать" решение о мини-кольце, можно использовать конусы.
Технические нюансы
Пешеходные и автомобильные потоки
Мы выходили на перекресток и изучали потоки. Вот, что вышло:
Красное - пешеходные потоки.
Желтое - автомобильные потоки по Институтской.
Голубое - автомобильные потоки по Харьковской.

Что мы можем заметить?
  1. В дневной период существенно увеличивается количество пешеходов.
  2. Примерное распределение автомобилей по направлениям в разные периоды суток - одинаковое.
  3. По Институтской со стороны бульвара 50-летия Октября автомобилей меньше, чем по второстепенной со стороны улицы 22 Съезда КПСС (заметим, что мини-кольцо делает все подходы равнозначными).

Состав потока автомобилей (за все периоды суток):
  • 97,8% - легковые автомобили.
  • 2% - грузовые до 2т.
  • 0,1% - грузовые до 8т.
  • 0,1% - автобусы.
Cамый большой автомобиль, который проехал - это грузовой "Магнит":
Рекомендации по повышению пропускной способности
При желании можно отодвинуть переходы от кольца на 3-5 метров, чтобы съезжающие с кольца и остановившиеся пропустить пешеходов автомобили не препятствовали другим, движущимся по кольцу.

Что уж точно не стоит делать на этом перекрестке, так это ставить светофор.
Светофорам здесь не место!
У горячих голов может появиться мысль сделать здесь светофор. Спокойней! Помимо траты миллиона на светофор и его настройку, нужно ещё соблюсти нормативы.
Условие 1. Источник.
Для установки светофора есть критерии:

1. Минимально необходимое число автомобилей по главной дороге в течение 8 часов (а мы исследовали максимальные пиковые значения) должно быть равно 380, а по второстепенной (в одном направлении) — 190.

На нашем перекрестке:
  • утром: 326 (по главной) и 206 (по второстепенной),
  • днем: 303 (по главной) 189 (по второстепенной),
  • вечером: 314 и 159.
То есть: ни в одном часу нет потока необходимого для установки светофора.
Условие 2
2. Интенсивность автомобилей по всем направлениям — не менее 600, при этом, хотя бы в одном пешеходов— не менее 150.

На нашем перекрестке:
  • утром автомобилей всего 532, 150 пешеходов.
  • днем автомобилей 492, пешеходов 279.
  • вечером 472, пешеходов нет столько, сколько нужно.
И этот критерий в пролёте.
Условие 3 и 4
3. Третье и четвертое подразумевают выполнение и первого, и второго на 80%, а они не выполняются.
Условия 3, 4.
Литература по мини-кольцам
Опыт других городов:
  1. Мини-кольца в Перми: 1, 2, 3, 4 и статья о них.
  2. Мини-кольцо в Южно-Сахалинске. Решение прорабатывалось совместно с ГИБДД.
Другая полезная информация:
  1. СП 396.1325800.2018 — регулирует мини-кольца. ГОСТ есть на знаки и разметку (ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 51256-2018, ГОСТ Р 52605-2006) на кольца есть только СП и методические рекомендации.
  2. Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений.
  3. Экспериментальные технические средства повышения эффективности и безопасности дорожного движения.
  4. Что будет первое время после появления мини-кольца. Это надо просто преодолеть.
  5. Исследовательские работы.
Автор статьи: Егор Кондрашов. Брянский урбанизм: Вконтакте, телеграм, инстаграм.
Made on
Tilda